Новый коллектив в жизни ребенка.

https://budtezzdorovy.ru новый коллектив

Новый коллектив в жизни ребенка – это один из компонентов изменившейся социальной ситуации, способствующей формированию высших психических функций, мотивов и потребностей. По мере взросления ребенок постоянно открывает для себя новые миры, которые с одной стороны, предъявляют к нему определенные требования, а с другой – открывают новые возможности. 

Все это вызывает вполне закономерную гамму чувств, таких, как интерес, тревогу, воодушевление, раздражение, сомнение, обиду, любовь. Способность ребенка совладать с ними основывается, в первую очередь, на его опыте отношений с матерью и/или другими значимыми взрослыми.

Результатом этих отношений является формирование чувства привязанности. Привязанность же, в свою очередь, влияет на то, насколько активно и успешно ребенок будет исследовать новое социальное пространство на протяжении своей дальнейшей жизни. Известны несколько типов привязанности, которые мы и обсудим в этой статье.

Надежная привязанность.

Дети с этим типом привязанности чувствуют себя более уверенно в новой социальной ситуации. Подсознательно они знают, что значимый взрослый в случае необходимости всегда будет рядом или обязательно вернется за ними, если они останутся один на один с новым коллективом. Таких детей новый коллектив не пугает, они быстро в него вливаются и находят общий язык.

Таким детям свойственно чувство собственной безопасности. Благодаря этому они легче идут на контакт со сверстниками и учителями. Эти дети быстрее находят друзей. Они с интересом исследуют окружающую среду и принимают участие в коллективной деятельности.

Самооценка таких детей в меньшей степени зависит от мнения окружающих, поскольку базируется на безусловном принятии и интересе родителей. Соответственно, им легче справляться с различными трудностями, вызовами и конфликтами, имеющими место в отношениях между людьми.

В данном вопросе родители выступают в качестве надежной опоры. Зная это, ребенок спокойно может отправляться в свой «путь» и быть уверенным, что в случае неудач, у него всегда есть место, где его ждут и где он может пополнить запас сил для новых свершений.

Надежная привязанность формируется в том случае, когда родитель, с одной стороны, проявляет к нему заботу, интерес и уважение, а с другой – готов, по мере роста и развития, давать ему все больше пространства для самостоятельности.

Тревожно-устойчивая привязанность.

Этот тип привязанности еще называют противоречивым или амбивалентным. Дети этого типа менее склонны исследовать незнакомую ситуацию. Они настороженно относятся к новым людям, могут держаться замкнуто, отказываться от участия в групповых занятиях, нервничать и плакать, когда родители оставляют их в новом коллективе. Однако при возвращении значимого взрослого, такой ребенок может отреагировать неожиданно – напускным безразличием или даже раздражением.

Такие дети в силу естественных человеческих инстинктов стремятся к контакту с окружающими, но при этом не решаются довериться новым отношениям. Они бояться, что новый человек может неожиданно исчезнуть или ранить его каким-либо другим образом. Таких детей новый коллектив не пугает, но настораживает.

Поэтому, несмотря на видимый отказ от общения, ребенок с тревожно-устойчивой привязанностью может держаться неподалеку от группы других детей, наблюдая за ними, и не захочет оставаться сам по себе. При этом, если попытаться вовлечь такого ребенка в общую игру, он может среагировать вспышкой гнева или молчанием.

Чтобы помочь такому ребенку, можно ненавязчиво предложить ему какое-то дело, имеющее значение для всей группы, но которое при этом необходимо выполнять одному и в собственном стиле.

Тут может быть особенно важно умелое использование активного слушания, помогающее прояснить противоречивые чувства и потребности ребенка и найти для них выход.

Тревожно-избегающая привязанность.

Ребенок с таким типом привязанности склонен избегать значимого взрослого и не демонстрировать никаких особенных эмоций при его уходе или возвращении. Он кажется равнодушным к окружающим людям, однако на самом деле – это его способ сохранить условную близость с теми, кто находится рядом, и избежать возможного отвержения.

К тому же, таким образом ребенок избегает ситуации, когда его могут переполнить слишком сильные эмоции, способные лишить его даже условной близости.

В коллективе он может подчеркнуто держаться сам по себе, ни с кем не разговаривать и не делать никаких попыток к сближению. Такой ребенок, скорее всего, бессознательно уверен в том, что его потребности не представляют никакой ценности или интереса для окружающих. Такой ребенок с трудом вливается в новый коллектив.

Он может нуждаться в формировании стабильных партнерских отношений в рамках деятельности нового коллектива, которые бы основывались на взаимопомощи и поддержке.

Ему важно давать возможность почувствовать, что другие люди уважают и ценят его мнение и переживания. Например, можно чаще обращаться к нему за советом, включать его в групповые обсуждения.

Дезорганизующая привязанность.

Для таких детей будут характерны выраженные признаки эмоционального напряжения при вхождении в новый коллектив. Они могут демонстрировать сильный страх, невозможность сосредоточиться, совершать непредсказуемые поступки, проявлять агрессивные реакции, в то же время могут неожиданно инициировать общение, но в какой-то момент резко потерять к нему интерес или начать истерику.

Им также могут быть свойственны навязчивые движения, повышенное двигательное беспокойство или даже тики.

Такие дети особенно нуждаются в различных ритуалах и традициях, структурирующих общение и совместную деятельность в группе. Им нужно четко понимать существующие правила и уметь осознавать последствия своих выборов.

В некотором смысле можно сравнить их поведение в коллективе с шаровой молнией, которая непредсказуемо мечется из стороны в сторону и может нанести серьезный ущерб. Однако если создать для нее надежный «контейнер», то свойственная ей энергия пойдет на благие цели.

Помимо правил и ритуалов, стенками «контейнера» в коллективе может быть поручение ребенку таких задач или включение его в такие игры, которые, с одной стороны, предполагают высокую активность, а с другой – позволяют выразить свои эмоции, «спустить пар».

Шаг за шагом, ступенька за ступенькой ребенок исследует свои отношения с миром людей – удивляется, боится, интересуется, сомневается. В этом процессе он познает и самого себя – свои потребности, чувства, ценности. Он учится выстраивать границы, и в то же время быть внимательным к другим людям. А вот насколько это ему удается и какую форму в итоге приобретает его социальное «Я», — во многом зависит от того, какой опыт отношений он получает на самых первых этапах, и от того, сумеют ли взрослые помочь ему найти равновесие между самостоятельностью и потребностью в других людях.

Будьте здоровы!

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог "Будьте Здоровы!"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.