
Когда ребенок идет в школу, его жизнь полностью меняется: нужно привыкать к новому режиму дня, дополнительной нагрузке и т.д. Но самое главное – ему чаще всего приходиться обходиться без помощи родителей, и это касается не только школьной учебы, но и домашних дел тоже, ведь большую часть дня многие дети остаются одни дома…
Учим ребенка планировать свой день.
Одна из первых проблем, с которой сталкиваются родители младших школьников, — это неумение ребенка планировать свои дела и правильно рассчитывать, сколько времени потребуется на приготовление уроков, отдых или помощь по дому.
Для маленьких детей отсутствие самоконтроля вполне естественно. Но уже к возрасту 10-12 лет этот навык становится критически важным, так как учебная нагрузка резко возрастает. Поэтому чем раньше ребенок научиться разумно планировать свой распорядок дня, тем легче ему будет справляться с учебными и домашними делами. И, конечно, родители должны помочь ему в этом.
Например, можно предложить ребенку каждый вечер составлять список дел, которые ему нужно будет сделать на следующий день. И обязательно включать в этот перечень все действия, даже такие привычные и простые, как умывание по утрам и застилание постели.
Для каждого «дела» нужно постараться определить количество времени, которое придется потратить на него. После этого либо родители, либо сам ребенок должны проконтролировать, насколько реальные затраты времени соответствуют запланированным, и при необходимости внести изменения в расписание. Это поможет ребенку правильно оценивать свои возможности.
Было бы неплохо, если бы сами родители привыкли использовать такие списки повседневных дел, отмечать на календаре какие-то наиболее важные предстоящие события, так как на наглядном примере взрослых дети гораздо охотнее учатся и без внутреннего сопротивления воспринимают необходимость планировать все заранее.
Если ребенок сильно загружен учебой и дополнительными занятиями, можно купить ему недорогой таймер или научить пользоваться встроенными программами-«напоминалками» на смартфоне или планшете. В них можно будет заносить информацию о предстоящих делах, про которые важно не забыть, когда ребенок один дома.
Приучаем детей к домашним обязанностям.
Помимо школьной нагрузки у детей обычно есть и какие-то повседневные домашние обязанности, и очень важно, чтобы даже после начала учебного года ребенок продолжал справляться с ними. Это поможет ему стать более организованным, научиться самостоятельности в таких простых, но важных житейских делах, почувствовать уверенность в себе и ощутить, что он тоже вносит посильный вклад в жизнь своей семьи.
Кроме того, привыкнув, что у него есть определенный круг обязанностей, ребенок станет серьезнее относиться и к другим сферам своей жизни – школьной учебе, увлечениям, отношению с окружающими людьми.
Приучая ребенка к помощи по дому, лучше заранее составить список дел, которые ему можно поручить, когда ребенок один дома. Проще всего разделить все это по категориям (уборка, приготовление пищи, уход за домашними питомцами) и в каждой выбрать посильные по возрасту обязанности.
Первые недели, пока ребенок адаптируется к учебному распорядку дня, выполнение домашних дел придется контролировать взрослым, так как дети могут просто забывать о порученных им заботах.
Если же необходимость выполнять какую-то работу вызывает резкую негативную реакцию, можно попробовать поговорить об этом с ребенком и уточнить, чем можно заменить неприятную ему обязанность.
Приучить ребенка к полезной домашней работе поможет и личный пример родителей: если папа и мама не разбрасывают свои вещи, вовремя убирают за собой, то и детям легче принять необходимость поддерживать порядок в доме. Так важно объяснить детям, как оценивать результаты своего труда: что можно считать хорошо выполненным, а что придется делать еще раз.
Время от времени не лишним будет предлагать ребенку заменить какую-то явно наскучившую обязанность новыми и, может быть, более сложными и ответственными делами, чтобы рутинность домашней работы не вызывала у него неприязни и негативной реакции.
Когда ребенок один дома, питание – это важно.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются многие родители детей младшего школьного возраста, — это организация здорового сбалансированного питания ребенка, который большую часть дня остается без присмотра взрослых членов семьи. И к решению этой задачи необходимо отнестись максимально серьезно, так как от того, что и когда ест ребенок, во многом зависят его устойчивость к инфекционным заболеваниям, а также школьная успеваемость.
Для начала следует приучить ребенка к определенному режиму питания. Для детей младшего школьного возраста рекомендуется 4 основных приема пищи: завтрак, второй завтрак (в школе), обед и ужин.
Чаще всего проблемы возникают с первым завтраком, так как у недавно проснувшегося человека редко бывает хороший аппетит. Поэтому родителям нужно подумать о пищевых предпочтениях своего ребенка, чтобы понять, что именно можно предложить ему в качестве вкусного и полезного завтрака.
Это может быть порция молочной каши с кусочками фруктов, творожная запеканка, горячие бутерброды с отварным мясом и сыром, омлет, запеченная рыба.
Следующий важный прием пищи, о котором необходимо позаботиться заранее, — это обед, так как обедает ребенок чаще всего дома, когда все взрослые на работе. Пища должна быть достаточно калорийной (обед – это 30% суточного количества калорий) и удобной для употребления. Лучше всего заранее разложить порции первого и второго блюд в отдельные емкости, которые он сможет самостоятельно разогреть, когда ребенок один дома.
Желательно заранее предусмотреть наличие дома каких-то полезных блюд и продуктов, которые ребенок сможет использовать для «перекусов» между основным приемом пищи. Это в первую очередь фрукты, кисломолочные блюда, злаковые цельнозерновые хлебцы и «батончики», «сухие завтраки».
Зрительная нагрузка. Учим ребенка беречь глаза.

Одна из самых серьезных опасностей, которая подстерегает юных школьников, — это резко увеличивающаяся зрительная нагрузка, которая у современных детей и так очень велика. И родителям важно не забывать об этом и стараться максимально строго контролировать как условия, в которых ребенок выполняет уроки, так и время, которое он проводит перед телевизором, экраном монитора или смартфона. Вот несколько общих советов.
- Читать или делать уроки ребенок должен только за специально оборудованным столом с хорошо освещенным рабочим местом.
- Общее время выполнения уроков необходимо разделить на части по 20 минут, между которыми глаза должны отдыхать.
- Для определения общей зрительной нагрузки необходимо объединить вместе все время, потраченное ребенком на просмотр телевизора, компьютерные игры или общение в соцсетях. Для детей в возрасте 7-12 лет общее время, проведенное перед экраном, не должно превышать 30-40 минут в день, по 15-20 минут за один раз, с перерывами не менее получаса.
- Уменьшить усталость глаз можно с помощью ежедневной зрительной гимнастики: круговое движение глаз (вверх-вниз-вправо-влево), попеременная фокусировка зрения на предмете около лица и какой-либо точке в дали и т.д. Лучше всего выполнять такую гимнастику сразу после очередного периода зрительной нагрузки.
Будьте здоровы!