
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной и мышечной систем.
Почему развитие мелкой моторики так важно?
В головном мозге человека очень близко друг к другу расположены центры, отвечающие за речь и за движение пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы одновременно стимулируем развитие речевых центров головного мозга и общее развитие интеллекта ребенка.
Развитие мелкой моторики рук ребенка является одним из показателей психического развития ребенка. И именно движению рук отводится большая роль в первые годы жизни ребенка. Дело в том, что при движениях пальцами у детей усиливается согласованная деятельность височных и лобных отделов головного мозга. А речевые области головного мозга формируются под действием импульсов поступающих от пальцев рук. И чем больше движется рука, и разминаются пальчики, тем быстрее развивается мозг ребенка.
Таким образом, развивая мелкую моторику у детей дошкольного возраста, мы способствуем формированию интеллектуальных способностей и речевой деятельности. И самое главное — сохранению психического и физического развития ребенка.
К тому же, мелкая моторика оказывает влияние не только на речь. Она также взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как воображение, внимание, память.
Развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика у ребенка начинает развиваться от самого простого к более сложному. Сначала ребенок учится хватать предмет. Потом появляются навыки перекладывания предмета из руки в руку. За ним следует, так называемый, «пинцетный захват». И уже к двум годам он способен рисовать, собирать простые пазлы или мозаику, держать правильно ложку.
После трех лет малыш уже уверенно рисует, держит ножницы и даже разрезает ими бумагу. А к семи годам он уже умело орудует карандашами и фломастерами. Моторика рук у детей к этому возрасту приближена к движениям взрослых.
Как определить уровень развития речи у ребенка?
Ни для кого не секрет, что за последние годы значительно увеличилось количество детей с низким уровнем речевого развития. Чтобы определить уровень развития речи у детишек первых лет жизни, учеными был придуман очень интересный тест.
Сначала ребенка просят показать один указательный пальчик. Потом указательный и средний. И затем три пальчика — указательный, средний и безымянный.
Дети, у которых пальчики могут двигаться изолированно — это говорящие дети. А вот дети, у которых мышцы ладошки и пальцев напряжены, пальцы могут сгибаться и разгибаться только вместе, а изолированно двигаться не могут — это не говорящие дети. Мышление у таких детей затруднено.
Следовательно, пока движения пальчиков не станут свободными, мышление и речь будут затруднены.
Способы развития мелкой моторики.
Словесная речь маленького ребенка начинает формироваться только тогда, когда движения пальчиков начинают достигать определенной точности и ловкости. Ведь, как мы уже знаем, мелкая развитая моторика — это один из факторов, способствующий активному развитию речи.
Существует множество способов развития мелкой моторики. Уже грудному младенцу нужно руками массировать ладошки и пальчики. Такую пальчиковую гимнастику необходимо выполнять каждый раз, когда вы берете малыша на руки. Массируя ручки и пальчики, мы таким образом воздействуем на активные точки в головном мозге, которые ответственны за интеллектуальное развитие и речь ребенка.
Детям постарше массаж пальчиков и ладошек делают в игровой форме. Такие упражнения, как правило, сопровождаются различными потешками и стихами. Ну, например, «Сорока — белобока…», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая…», «Пальчик, пальчик, где ты был?…», «Ладушки — ладушки…».
Хорошо развивает мелкую моторику собирание пазл, мозаики, конструктора из мелких деталей, завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Не стоит забывать и о рисовании, раскрашивании раскрасок, о лепке поделок из пластилина и теста. Еще детям очень нравится играть мамиными кастрюлями. Прятать в них мелкие предметы, а потом наощупь искать их.
Обратите внимание! Все занятия и игры должны проходить не только под строжайшим наблюдением взрослых, но и при активном их участии. Помните, ребенок может пораниться или сунуть что-либо в нос или рот.
Физические упражнения, например, такие как лазания на гимнастических лесенках и перекладинах, также способствуют развитию мелкой моторики. А игры на свежем воздухе способствуют большему обогащению головного мозга кислородом, что также благоприятно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка.
Аппликатор Кузнецова для развития мелкой моторики.

Очень хорошим стимулятором развития мелкой моторики рук является аппликатор Кузнецова. В основе лечебного воздействия аппликатора лежит принцип точечного массажа и акупунктуры. Он с помощью большого количества иголочек создает мощный поток нервных импульсов, идущих в головной мозг.
Применять аппликатор для развития мелкой моторики можно, начиная с года. Но при этом не забывайте соблюдать осторожность: не оставляйте ребенка одного наедине с аппликатором.
Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаем ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера. Например, то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
В каких случаях еще возможно использование аппликатора Кузнецова у детей?
Применять аппликатор Кузнецова у детей можно не только для развития мелкой моторики рук, но и:
- Если ребенок плохо спит по ночам.
- Для общего расслабления.
- При головных болях.
- Для повышения тонуса мышц и кожи.
- При вегето-сосудистой дистонии.
- При плоскостопии у детей.
- Для профилактики ОРВИ и ОРЗ.