В чем заключается суть воспитания ребенка?

http://budtezzdorovy.ru/ребенка

Оглядываясь назад, в советское время, задумываешься: «А в чем тогда заключалась суть воспитания?» Тогда всех детей старались привести к одной норме через строгость, послушание, вдалбливание в голову правильных истин.

Сегодня все совсем по-другому. Взгляды на воспитание, на то, как жить и общаться с ребенком изменились, стали более разнообразными. Сегодня в центр внимания ставится личность ребенка, а не его поведение. Личность шире, чем поведение. Поведение – это то, как человек действует, а личность – это то, как он мыслит, к чему стремится, что ценит и считает важным. Поведение может быть выученным и застывшим, а личность всегда развивается.

Чтобы воспитание шло успешно, нужно, в первую очередь, понять, что нужно ребенку, каковы его потребности.

Любовь и принятие.

Любой ребенок, как и вообще любой человек в мире, хочет, чтобы его любили и принимали. Говорили ему: «Ты мой хороший», «Ты мой любимый». Принятие и любовь развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствуют полноценному развитию личности. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен», «Я любим», «И я люблю вас тоже», которая конкретизируется в следующих детских установках:

  • Я получаю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми.
  • Я доверяю им и уважаю их точку зрения.
  • Мои близкие и доверительные отношения с родителями не ущемляют моей свободы.
  • От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
  • Окружающие доверяют мне.
  • Я могу ошибаться, но это не означает, что я плох или глуп.
  • Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня
  • Наказание не означает, что родители перестают меня любить. Просто мы не поняли друг друга.

Такие установки являются большим достижением для детей дошкольного возраста. Детей с такими установками отличает высокая самооценка, уверенность в себе, хорошие социальные контакты.

http://budtezzdorovy.ru/ребенка

Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности , то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Подобные знаки просто необходимы ребенку. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Потребность в развитии.

Развитие – это природная тяга к новым впечатлениям, обучению, совершенствованию. Организм ребенка запрограммирован на развитие, и это стремление можно выразить словами: «Я сам!». Это говорит о том, что у ребенка есть потребность в САМОразвитии. В 1,5-2 года он еще букву «С» не выговаривает, а уже заявляет: «Я шам!». В этом же возрасте возникают первые протесты детей на указания родителей, в ответ на подавление их стремлений к самостоятельным действиям, можно сказать больше – к свободе. Давать ребенку свободу – это не означает отпускать его на «все четыре стороны», мол пусть делает все, что хочет. Нужен ненавязчивый контроль. Родители должны его учить, передавать достижения культуры и цивилизации, и самое главное это должно происходить ненавязчиво, осторожно.

Эмоции.

Эмоции – это лучший индикатор того, что происходит с ребенком. Если его потребности не удовлетворяются, то возникают отрицательные эмоции. Следовательно, необходимо искать причину – дома, в школе, в детском саду.

http://budtezzdorovy.ru/ребенка

Важно уметь работать с эмоциями, причем не только ребенка, но и своими тоже. Надо не только понимать чувства, но и обсуждать их, обсуждать деликатно. Если вы спросите ребенка в лоб: «Что с тобой?», то он ответит: «Ничего!» или «Нормально!». Особенно часто так отвечают подростки. Начиная с 12-13 лет они обычно закрываются и живут, не обсуждая с родителями свой внутренний мир, так как считают, что родители их не понимают. А на самом деле умелая беседа «по душам» им очень нужна.

Для эмоционального благополучия ребенка необходимо общаться с ним в доброжелательном, позитивном тоне. Ему нужно внушать уверенность, что он хороший, сильный, выносливый: «Ты упал и не заплакал – молодец!», «Ты умеешь стойко переносить трудные ситуации!». Вот такие эмоциональные поддержки очень важны для ребенка.

Умение договариваться заранее.

О многих вещах с детьми нужно договариваться заранее. Опыта и ума у родителей предостаточно, что предусмотреть, где ребенка может подстерегать трудность, неудача, обида и даже опасность и, тем самым, подготовить его к этому. Особенно важно заранее готовить детей к предстоящим подростковым проблемам. Надо заранее беседовать с детьми на разные темы – от уколов до влюбленности. Нужна культурная и психологическая профилактика до того, как им придется вытерпеть боль, или их захлестнут подростковые эмоции. Иначе уже будет поздно!

Как найти «золотую середину»?

Сочувствовать или общаться строго, чтобы закалять? Некоторые считают, что, проявляя внимание, слушая и сочувствуя, можно размягчить ребенка, сделать его слабым и зависимым. Он, мол, может перестать справляться с трудностями и сразу бежать к маме. Очень хорошо эта тема раскрыта в книгах Ю.Б. Гиппенрейтер, которые советую вам прочитать. Описать, как нужно общаться с ребенком в двух словах просто невозможно, ведь для каждого ребенка и для каждой ситуации должен быть свой, индивидуальный подход. Где-то нужна строгость, а где-то можно и посочувствовать. В общем нужно стремиться искать «золотую середину».

http://budtezzdorovy.ru/ребенка

Еще одна «золотая середина» между принуждением и свободой. В последнее время родители стали «перегибать палку» в сторону принуждения. Дети сейчас стали «рабами» школьных требований, всяких мнений, мод и новых «трендов». Родители стараются детей усиленно развивать, «сдают» в секции, кружки, специальные школы. У них нет свободного времени, они мало играют, мало предоставлены себе, не могут заниматься тем, что им нравится, к чему их тянет. Родители все это перекрывают «расписанием» их жизни. И тогда возникают конфликты принуждения. Не препятствуйте свободному течению жизни и развития ребенка. Подумайте, не стоит ли за вашими усилиями некий искусственный «проект» ребенка, в который вы хотите его втиснуть? Этот «проект» может ему очень навредить.

Известный академик, вырастивший многих кандидатов и докторов наук, поделился одним своим наблюдением: «По моему опыту, — сказал он, — если человек пошел не в ту профессию, о которой мечтал в 15 лет, он не будет счастлив. В нем и дальше, в 40-50 лет, будет сидеть чувство неудовлетворенности».

Давайте работать над тем, чтобы сделать счастливым и удовлетворенным вашего ребенка, да и себя тоже! Кому интересны подобные темы, рекомендую прочитать книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», «Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы». Юлия Борисовна Гиппенрейтер – один из самых известных в России детских психологов. Огромный практический опыт автора, реальные случаи из жизни делают ее книги незаменимыми помощниками для всех мам и пап.

Будьте здоровы!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =